19 Октябрь 2015 "Ассоциация развития игорной зоны Азов-Сити"

Игорный конгресс Беларусь: самое важное из выступлений докладчиков

Главная проблема белорусского рынка

Самым важным вопросом участники посчитали грядущие изменения системы налогообложения в Беларуси. До настоящего момента операторы местного рынка в целом положительно оценивали работу регулятора и фискальную политику властей. Но чиновники собрались сделать шаг, который способен разрушить индустрию азартных игр в стране. Правительство собирается ввести 4% налог на выигрыши гемблеров.

На первый взгляд эта сумма может показаться незначительной. Но если учесть специфику функционирования СККС (Специальной компьютерной кассовой системы, передающей регулятору информацию о каждой сделанной ставке в режиме реального времени), становится понятно, что четырехпроцентным налогом будут облагаться не только выигрыши, но и любые выводы денег из слота или обмены фишек на столе. Белорусские заведения получают от 50 до 70% выручки от зарубежных игроков, в первую очередь — от туристов из России. Поэтому введение налога, затрагивающего интересы гемблеров, может крайне негативно сказаться на состоянии индустрии. Показателен опыт соседней Польши, которая после введения аналогичного фискального инструмента потеряла, по некоторым оценкам, до 90% выручки.

Модератор первой части конгресса – Елена Ботвинникова, казино «Виктория Черии» Елена не только прекрасно справилась с задачами модератора, но и сама часто вступала в дискуссию, делая важные замечания и уточнения.

  • Индустрия игорного бизнеса в Беларуси находится в глубоком кризисе, который можно назвать стагнацией.
  • Главная причина стагнации — затянувшийся экономический кризис и сильная девальвация российского и белорусского рубля.
  • Сложившаяся ситуация пагубно сказалась на казино «Виктория» — одном из самых известных заведений в стране. Мы решили войти в этот проект, даже несмотря на плохие прогнозы. Мы считаем, что обновленное казино «Виктория Черии» сумеет занять достойное место на рынке.
  • Нужно приложить все усилия, чтобы убедить регулятора не вводить налог на выигрыш. В крайнем случае операторы согласятся платить эти деньги в бюджет из своей прибыли.

Игорь Речка, компания General Manager

Тема доклада: «История развития игорного бизнеса в Беларуси с 2009 до 2015 года: анализ, прогнозы»

  • До 2009 года игорный бизнес Беларуси действовал в запутанном правовом поле, но развивался.
  • После того как в России казино разрешили открывать только в специально отведенных зонах, расположенных вдалеке от крупных городов, а на Украине полностью запретили деятельность казино, Беларусь получила мощный толчок для развития.
  • Но затем быстрый рост сменился медленным падением. После 2009 года в Беларуси закрылись 15 крупных наземных казино, в том числе и такие известные бренды, как «Баккара» и «Золотой Носорог».
  • Некоторые российские операторы полностью перенесли свой бизнес в Беларусь. Рынок наводнило игорное оборудование из закрытых российских заведений.
  • Белорусские операторы ориентируются на российских игроков. Доля туристов из РФ в выручке заведений составляет от 50 до 90%.
  • До кризиса российский хай-роллер приезжал два раза в месяц и привозил каждый раз около 3 млн рублей. Тогда эта сумма равнялась примерно $100 тыс. Теперь тот же хай-роллер приезжает один раз в месяц и привозит те же 3 млн. Сумма его затрат сократилась с $200 тыс. до $35 тыс.
  • Внедрение СККС помогло избавиться от непонимания между операторами и регулятором. Теперь чиновники в реальном времени видят каждую ставку, и они уже не считают, что игорный бизнес может приносить какие-то невероятные сверхприбыли.
  • Не менее эффективной стала и процедура самоисключения игрока, введенная в 2012 году. Гемблер, ощутивший проблемы с лудоманией, может в любом заведении заполнить бланк, внеся себя в «черный список» сроком от 3 месяцев до 3 лет.
  • Регулятор ввел 4% налог на игорную выручку операторов. Нельзя сказать, что это помогает развитию бизнеса, но такую ставку сложно назвать высокой.
  • Теперь регулятор собирается ввести 4% налог на выигрыши, но фактически, он будем взиматься со всех выводов денег, совершаемых гемблером. Скажем, игрок внес в слот эквивалент $100, проиграл половину этой сумму и решил забрать оставшиеся средства. С выведенных $50 он должен будет заплатить налог в 4%.

Алексей Марченко, глава белорусской отраслевой ассоциации

После выступления Игоря Речка, модератор пригласила на трибуну сказать пару слов Алексея. Хотя он и не был внесен в список спикеров, а его выступление было непродолжительным, глава отраслевой ассоциации сделал несколько очень важных замечаний.

  • Количество игроков из России, за период с 2013 по 2015 год, сократилось примерно на 50%. Но не все операторы ощутили на себе этот спад — некоторые казино потеряли основных клиентов и закрылись, другие работают, почти как до кризиса.
  • Власти примут соответствующий закон, уже с 1 января 2016 года он вступит в силу и с выигрышей будут взимать 4% налог.
  • Повлиять на решение властей не представляется возможным. Всего 5 операторов из более чем ста обладателей белорусских лицензий дают государству до 50% налоговых поступлений. Примерно треть операторов формируют 90% этой суммы. Поэтому регулятор обращает внимание только на интересы этих крупных компаний, да и то, не всегда.
  • Ранее в стране работало до 12 500 игровых автоматов, сейчас насчитывается до 7 000 слотов. Средняя выручка с одного игрового автомата в сутки — $30.

Эдвинс Лобинс, компания CTC Holdings

Тема доклада: «Как качественное профессиональное оборудование влияет на доходность казино и слот-залов»

Перед выступлением Эдвинса атмосфера в зале была накалена до предела обсуждением налоговых вопросов. Поэтому свое выступление он начал с шутки: «Я работаю в индустрии азартных игр с 1991 года, поэтому меня уже можно назвать динозавром».

  • Операторы обычно обращают много внимания на внешний вид и цену игорного оборудования, но мало внимания уделяют комфортности и эргономичности.
  • Столы и стулья в казино не обязательно должны быть дорогими, наша компания работает в среднем ценовом сегменте.
  • Больше всего на выручку казино влияет эргономика столов и стульев. Игроку приходится проводить в сидячем положении много часов. Если он будет чувствовать себя комфортно, то будет играть дольше, обращая больше внимания на процесс игры, а не на физические ощущения.
  • Не менее важны и информационные элементы — мониторы на рулетке и других играх, демонстрирующие результаты предыдущих игр. Они не только повышают вовлеченность игроков, но и помогают операторам отслеживать работу дилеров, бороться с мошенниками и оптимизировать проведение игр.
  • Современные технологии позволяют печатать покрытия столов хоть каждый день за приемлемую сумму. Например, казино может подготовить для хай-роллера стол с его именем или подготовить столы к празднованию юбилея заведения.

Надежда Хаданович, юридическая фирма «Степановский, Папакуль и партнеры»

Тема доклада: «У вас будет свое казино с блэкджеком и… другими требованиями законодательства»

В своем выступлении Надежда тоже затронула вопрос грядущих изменений налогообложения игорного бизнеса в Беларуси.

  • На конец первого полугодия в стране выдано 116 лицензий на организацию и проведение азартных игр. Разрешение выдается сроком на 10 лет.
  • Всего в Беларуси функционирует 57 казино, около 250 залов игровых автоматов и 239 букмекерских контор. В текущем году сокращается количество лицензиатов, но увеличивается количество работающих заведений.
  • При выдаче лицензий на оборудование учитываются нормы техрегламента Таможенного Союза. Получить лицензию после 2011 года могут только юридические лица. При этом, стаж работы руководителя заведения в игорном бизнесе должен составлять не менее 3 лет.
  • Правила игр операторы должны согласовывать с Минфином. Стоимость лицензии — от 8 до 500 базовых величин. С 1 января базовая величина в Беларуси равна BYR180 тыс. (около $10,5).
  • Онлайн-гемблинг в Беларуси находится под запретом, разрешен только прием ставок на спортивные события теми операторами, которые обладают наземной лицензией.

Василий Степанов, казино «Белая Вежа»

Тема доклада: «Стратегическое управление брендингом в игорной индустрии»

Игроков в белорусских заведениях можно поделить на три условные категории: «Рационалисты», «Гедонисты» и «Иностранные туристы».

Рационалисты — для них важен только результат игры, они равнодушны к брендингу, но любят бонусы и акции.

Гедонисты — играют в свое удовольствие, именно для них стараются арт-директора заведений.

Иностранные туристы — хотя среди них встречаются представители первых двух категорий, для их привлечения казино должно иметь собственный брендинг и четкую маркетинговую стратегию. В условиях кризиса и падения турпотока белорусским операторам следует уделять маркетингу еще больше внимание. Маркетинг заведения состоит из трех составляющих — «Казино», «Игроки» и «Клуб». К последней относится ресторан и все остальные дополнительные услуги. Только в том случае, когда все три составляющие будут работать совместно, как один механизм, заведение будет успешным.

Источник